ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ КОЛЕНКИВСКИ ПОЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 75»

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию «Машина времени» в подготовительной к школе группе

Цели: выявить актуальный уровень знаний детей таких математических понятий, как: время, части суток; упражнять в решении задач и примеров; подбора слов к звуковым дорожкам; звуко-буквенном анализе, изменение слов с помощью замены звуков один на другой; подборе синонимов и антонимов; составлении пословиц из двух частей. Активизировать пассивный словарь, развивать навыки учебной деятельности: память, слуховое внимание, мышление, умение четко выполнять инструкцию. Воспитывать командных дух, умение доводить начатое до конца, учить видеть результат своего труда, критично оценивать свои результаты.
Содержание:

Презентация на экране. Дети входят в группу, становятся в полукруг. В руках цветы.

1. Психогимнастика «Букет доброго дня», введение в тему занятия. (активизация и расширение словарного запаса абстрактными понятиями).

Педагог 1: Здравствуйте, ребята! Настроение отличное? Давайте поздороваемся и с нашими гостями, и подарим им улыбку и хорошее настроение. У каждого из вас есть цветок. Соберем из них «букет дорого дня». Придумайте своему цветку такое название, чтобы оно могло рассказать, каким должен быть хороший день:

Варианты ответов: мой цветок называется ДОБРО. Мой цветок – ЛЮБОВЬ. А мой цветок называется – СЧАСТЬЕ (УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ГАРМОНИЯ и т. д.).

Каждый из детей, кто придумал название цветку - ставит его в вазу и собирает букет.

Педагог 1: Если с самого утра вы будете хранить в своем сердце любовь, радость, счастье – то ваш день сложится просто замечательно!

На презентации появляется старичок, который рассказывает свою историю и призывает детей к помощи:

Старичок: Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда! Кто мне только не пытался помочь…. И все напрасно. Может вы сумеете?

Педагог 1: а что случилось, дедушка?

Старичок: Так в том то и дело, что я не дедушка! Совсем не дедушка! Я маленький мальчик, зовут меня Петя. Я учусь в третьем классе. Ну как сказать «учусь»? Я, честно говоря, совсем не люблю учиться.

Педагог 1: Так ты, Петя, лентяй?

Старичок: Ну дааа. Не люблю я учиться, гораздо лучше смотреть мультики, играть в компьютерные игры, лежать на диване и есть мороженное. За что меня и наказали злые волшебники. Они украли мое время и превратили меня в старика.

Педагог 2: Но чем же мы можем тебе помочь, Петя?

Старичок: Я подслушал разговор этих самых волшебников, они сказали, что я столько уроков прогулял, что теперь совсем ничего не знаю. И что я должен измениться. Вот только как? Даже не представляю…

Педагог 2: Ну давай подумаем вместе с ребятами:

2. Игра «Подбери слово» (упражнение детей в подборе синонимов и антонимов):

Если Петя ничего не знает, то он … (глупый, бестолковый, пустоголовый, не умный, нелепый, мозги набекрень).

Педагог 2: А если Петя изменится? То он станет… (умный, начитанный, рассудительный, толковый, смышлёный).

Если он любит только отдыхать, да валяться без дела, то он: (лентяй, лоботряс, лодырь).

А если он изменится, то он станет…: (трудолюбивым, усидчивым, старательным, усердным, работящим).

Ребята, попробуем помочь Пете измениться, стать умным, трудолюбивым, рассудительным и превратиться обратно из старичка в мальчика? Вернем ему его время?

На презентации появляются злые волшебники.

Волшебники: Ничего у вас не получится! Время лентяя и неуча Пети мы разделили на кусочки и разбросали не только в разных частях света, но и в разных эпохах. Как же вы ему поможете? На самолете что ли полетите в прошлое или будущее? Ха-ха-ха! Так ему и надо!

Старичок (плачет): Что же делать? Пропала моя молодость!

Педагог 2: Ох, Петя, ну и дела! Мы конечно постараемся тебе помочь. Правда, ребята?

Волшебники: Ну попробуйте, попробуйте! Только без волшебства у вас вряд ли что-то получится!

Педагог 1: Ничего страшного мы тоже немного умеем творить волшебство. С помощью волшебного мешка, обычного карандаша и листка бумаги мы совершим чудо!

Дети берут планшетки, усаживаются на ковер и под диктовку педагога рисуют графический диктант - «машину времени».

3. Графический диктант «Машина времени». (ориентировка на плоскости)

А теперь возьмите свои машины времени и опустите их в волшебный мешок. Докоснитесь до него указательным пальцем и сильно-сильно зажмурьте глаза! Произнесите вместе со мной волшебные слова: раз, два, три – чудо, произойди!

На экране появляется настоящая машина времени.

Педагог: Если очень захотеть – то чудо обязательно произойдет! Вот она – настоящая волшебная машина времени, с помощью которой мы можем отправиться в увлекательное путешествие во времени и пространстве! Давайте возьмемся за руки, чтобы никто не потерялся во времени, закроем глаза и произнесем волшебные слова: раз, два, три – лети!

На презентации яркая вспышка света и дети оказываются в Древнем Египте. Появляется картинка с солнечными часами, на которых не отображена тень, время неизвестно.

4. Игра «Подбери звуковую схему». (развитие фонематических процессов: фонематическое представление, фонематический анализ)

Педагог 2: По-моему это Древний Египет. Почему солнечные часы не показывают время? (Ответы детей). Но нам нужно обязательно узнать время, чтобы забрать его с собой! Поможем солнышку выйти из-за тучи? Чтобы солнышко снова засветило, нужно из всех звуковых схем найти подходящую к слову: «СОЛНЦЕ», «ТУЧА», «ТЕНЬ», «ЛУЧИ», «СВЕТ», «ТЕПЛО».

Дети выполняют задание и на экране появляется солнце, тень на часах. Педагог фиксирует внимание детей, что время, указанное на часах – 7 утра.

Педагог 2: Ну что, можем отправляться дальше? Тогда в путь!

Дети собираются в круг, берутся за руки, закрывают глаза и перемещаются в Древнюю Грецию. На экране появляются водяные часы.

5. Игра «Почини часы». (упражнение детей в счете парами, тройками, пятерками)

Педагог 1: Чтобы узнать время на водяных часах, нужно отремонтировать стенку часов – собрать ее обратно по камушкам. В самом нижнем ряду (будут собирать) нужно собрать камушки таким образом, чтобы первый был с цифрой два, а каждый последующий увеличивался на 2. Средний ряд камушков соберут … (указывается группа детей). Первый камушек у вас будет с цифрой три, и каждый последующий будет увеличиваться на три. Ваш ряд стены соберут (также указываются дети) с первым камнем цифра 5, и каждый последующий будет увеличиваться на 5. Дети собирают свои ряды, на экране появляется струя воды и время – 9 утра.

Педагог 1: ну что, отправляемся дальше?

Уже знакомым путем дети перемещаются в Древний Китай, где изображены огненные часы. Свеча не горит.

Педагог 2: Чтобы ее распалить вновь, нужно отгадать загадки (по мере отгадывания загадок на презентации появляются ответы):

6. Отгадывание загадок «Части суток». (уточнение представлений о измерении времени частями суток и установление их последовательности)

1. Солнце – в небе высоко, и до ночи далеко!

Коротка деревьев тень! Что за время суток? (День)

2. Солнце яркое встает, петушок в саду поет!

Все в округе просыпаются, дети в садик собираются. (Утро)

Спят луга, спят леса, пала свежая роса.

3. В небе звездочки горят, в речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит, малым детям спать велит. (Ночь)

4. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят,

И только вокзалы, заводы, часы и машины не спят. (Вечер)

5. День и ночь бегут минутки,

День плюс ночь – мы знаем … (Сутки)

Педагог 1: Помогите расставить части суток по порядку. Дети дают ответы, на экране зажигается свеча и указывается время – 11 утра. Отправляемся дальше на помощь Пете! Вот мы оказались перед зАмком. По-моему это Англия! Но зАмок закрыт! Посмотрите, какой замОк висит! Чтобы узнать время, нам нужно попасть в него! Решением математических задач вы сможете подобрать код к ним! (По мере ответов на замкЕ появляются цифры кода).

7. Математические задачи.

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько лап у двух собак? (8)

3. Сколько выходных дней в неделе? (2)

4. Сколько яблок на березе? (0)

5. Мы считали дырки в сыре: три плюс две – всего… (5)

6. Под деревом 4 льва. Один ушел. Осталось? (3)

Замок открывается и за дверью механические часы, которые показывают час дня.

Педагог 2: Скорее в путь, торопитесь! (На презентации Америка.) Кварцевые часы сломаны. Выпали из них зубчатые колеса. Чтобы их починить – нужно одно слово в другое превратить (анимированный слайд).

8. Игра «Чудесные превращения» (развитие звуко-буквенного анализа и навыка чтения)

Педагог 2: Превратите бремя в время (ответ ребенка: чтобы получилось слово время, нужно б заменить на в) По аналогии: чай в час; вес в век; ветер в вечер; тень в день; дочь в ночь; сурки в сутки. Часы ремонтируются и показывают время – 18.00. Отправляемся в путь!

На презентации современная Япония, электронные часы.

Педагог 2: Батарейка села, и часы не показывают время. Чтобы узнать его – нужно заменить энергоноситель, помогите собрать пословицы и прочитайте их. Группа делится на две команды.

9. Игра «собери пословицу» (расширение кругозора детей посредством фольклора, формирование навыка послогового чтения).

- Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня;

- Тише едешь – дальше будешь;

- Поспешишь – людей насмешишь;

- Лучше поздно, чем никогда;

- Делу – время, а потехе – час;

- Время не птица – за хвост не поймаешь;

- Кончил дело – гуляй смело;

- Деньги пропали – наживешь, время пропало - не вернешь.

На часах появилось время – 21.00.

Педагог: Отправляемся в путь! Дети оказываются в своем саду.

Старичок: Урааа, вы вернулись! Вы взяли с собой мое время? Все у вас получилось?

Педагог 1: Надеемся что получилось!

10. Подведение итогов, рефлексия.

Педагог: Мы с ребятами, Петя, проделали очень долгий путь. И вот что мы узнали: в Древнем Египте, оказывается, были изобретены солнечные часы. Они нам показали… (ответы). А что, Петя, нужно делать в 7 утра, тебе сейчас расскажут ребята (ответы). Потом мы попали в Древнюю Грецию, отремонтировали водяные часы, которые показали нам. (ответы). А что нужно делать в 9 утра? (ответы детей). Затем мы оказались в Древнем Китае и узнали время на огненных часах. Это было… (ответы детей). А что нужно делать в 11 часов дня? (ответы). Верно, в детском саду дети гуляют, а в школе отдыхают на большой перемене. А что значит отдохнуть на большой перемене? Это, наверное, можно побегать сломя голову, или покидать мячик в классе? А может можно поиграть в куклы или машинки? (ответы детей). Верно. А после мы оказались в английском замке, во временах рыцарей и придворных дам, узнали время, что было спрятано в замке за большим кодовым замком. Час дня, дорогой наш друг Петя – это время обеда и дневного отдыха после тяжелого рабочего дня. Кварцевые часы, изобретенные в Америке – показали нам почти 9 часов вечера. Ребята, расскажите, что нужно делать в это время. Вот, какие мы знания приобрели и сохранили их для тебя, Петя.

Старичок: Ой, так это же мой режим дня, который я никогда не хотел соблюдать. Но теперь то я обязательно буду и вовремя вставать, и ложиться, и чистить зубы по утрам и вечерам, и зарядку делать, и конечно же заниматься! Спасибо вам, ребята. Я обещаю быть прилежным учеником! Петя превращается в маленького мальчика. Я очень благодарен вам за ваш труд! Прощайте!

9 февраля 2024 в 12:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.