ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ КОЛЕНКИВСКИ ПОЛИНЫ МИХАЙЛОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 75»
Конспект занятия по познавательно - речевому развитию «Машина времени» в подготовительной к школе группеЦели: выявить актуальный уровень знаний детей таких математических понятий, как: время, части суток; упражнять в решении задач и примеров; подбора слов к звуковым дорожкам; звуко-буквенном анализе, изменение слов с помощью замены звуков один на другой; подборе синонимов и антонимов; составлении пословиц из двух частей. Активизировать пассивный словарь, развивать навыки учебной деятельности: память, слуховое внимание, мышление, умение четко выполнять инструкцию. Воспитывать командных дух, умение доводить начатое до конца, учить видеть результат своего труда, критично оценивать свои результаты.
Презентация на экране. Дети входят в группу, становятся в полукруг. В руках цветы. 1. Психогимнастика «Букет доброго дня», введение в тему занятия. (активизация и расширение словарного запаса абстрактными понятиями). Педагог 1: Здравствуйте, ребята! Настроение отличное? Давайте поздороваемся и с нашими гостями, и подарим им улыбку и хорошее настроение. У каждого из вас есть цветок. Соберем из них «букет дорого дня». Придумайте своему цветку такое название, чтобы оно могло рассказать, каким должен быть хороший день: Варианты ответов: мой цветок называется ДОБРО. Мой цветок – ЛЮБОВЬ. А мой цветок называется – СЧАСТЬЕ (УВАЖЕНИЕ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ГАРМОНИЯ и т. д.). Каждый из детей, кто придумал название цветку - ставит его в вазу и собирает букет. Педагог 1: Если с самого утра вы будете хранить в своем сердце любовь, радость, счастье – то ваш день сложится просто замечательно! На презентации появляется старичок, который рассказывает свою историю и призывает детей к помощи: Старичок: Здравствуйте, ребята! Со мной приключилась беда! Кто мне только не пытался помочь…. И все напрасно. Может вы сумеете? Педагог 1: а что случилось, дедушка? Старичок: Так в том то и дело, что я не дедушка! Совсем не дедушка! Я маленький мальчик, зовут меня Петя. Я учусь в третьем классе. Ну как сказать «учусь»? Я, честно говоря, совсем не люблю учиться. Педагог 1: Так ты, Петя, лентяй? Старичок: Ну дааа. Не люблю я учиться, гораздо лучше смотреть мультики, играть в компьютерные игры, лежать на диване и есть мороженное. За что меня и наказали злые волшебники. Они украли мое время и превратили меня в старика. Педагог 2: Но чем же мы можем тебе помочь, Петя? Старичок: Я подслушал разговор этих самых волшебников, они сказали, что я столько уроков прогулял, что теперь совсем ничего не знаю. И что я должен измениться. Вот только как? Даже не представляю… Педагог 2: Ну давай подумаем вместе с ребятами: 2. Игра «Подбери слово» (упражнение детей в подборе синонимов и антонимов): Если Петя ничего не знает, то он … (глупый, бестолковый, пустоголовый, не умный, нелепый, мозги набекрень). Педагог 2: А если Петя изменится? То он станет… (умный, начитанный, рассудительный, толковый, смышлёный). Если он любит только отдыхать, да валяться без дела, то он: (лентяй, лоботряс, лодырь). А если он изменится, то он станет…: (трудолюбивым, усидчивым, старательным, усердным, работящим). Ребята, попробуем помочь Пете измениться, стать умным, трудолюбивым, рассудительным и превратиться обратно из старичка в мальчика? Вернем ему его время? На презентации появляются злые волшебники. Волшебники: Ничего у вас не получится! Время лентяя и неуча Пети мы разделили на кусочки и разбросали не только в разных частях света, но и в разных эпохах. Как же вы ему поможете? На самолете что ли полетите в прошлое или будущее? Ха-ха-ха! Так ему и надо! Старичок (плачет): Что же делать? Пропала моя молодость! Педагог 2: Ох, Петя, ну и дела! Мы конечно постараемся тебе помочь. Правда, ребята? Волшебники: Ну попробуйте, попробуйте! Только без волшебства у вас вряд ли что-то получится! Педагог 1: Ничего страшного мы тоже немного умеем творить волшебство. С помощью волшебного мешка, обычного карандаша и листка бумаги мы совершим чудо! Дети берут планшетки, усаживаются на ковер и под диктовку педагога рисуют графический диктант - «машину времени». 3. Графический диктант «Машина времени». (ориентировка на плоскости) А теперь возьмите свои машины времени и опустите их в волшебный мешок. Докоснитесь до него указательным пальцем и сильно-сильно зажмурьте глаза! Произнесите вместе со мной волшебные слова: раз, два, три – чудо, произойди! На экране появляется настоящая машина времени. Педагог: Если очень захотеть – то чудо обязательно произойдет! Вот она – настоящая волшебная машина времени, с помощью которой мы можем отправиться в увлекательное путешествие во времени и пространстве! Давайте возьмемся за руки, чтобы никто не потерялся во времени, закроем глаза и произнесем волшебные слова: раз, два, три – лети! На презентации яркая вспышка света и дети оказываются в Древнем Египте. Появляется картинка с солнечными часами, на которых не отображена тень, время неизвестно. 4. Игра «Подбери звуковую схему». (развитие фонематических процессов: фонематическое представление, фонематический анализ) Педагог 2: По-моему это Древний Египет. Почему солнечные часы не показывают время? (Ответы детей). Но нам нужно обязательно узнать время, чтобы забрать его с собой! Поможем солнышку выйти из-за тучи? Чтобы солнышко снова засветило, нужно из всех звуковых схем найти подходящую к слову: «СОЛНЦЕ», «ТУЧА», «ТЕНЬ», «ЛУЧИ», «СВЕТ», «ТЕПЛО». Дети выполняют задание и на экране появляется солнце, тень на часах. Педагог фиксирует внимание детей, что время, указанное на часах – 7 утра. Педагог 2: Ну что, можем отправляться дальше? Тогда в путь! Дети собираются в круг, берутся за руки, закрывают глаза и перемещаются в Древнюю Грецию. На экране появляются водяные часы. 5. Игра «Почини часы». (упражнение детей в счете парами, тройками, пятерками) Педагог 1: Чтобы узнать время на водяных часах, нужно отремонтировать стенку часов – собрать ее обратно по камушкам. В самом нижнем ряду (будут собирать) нужно собрать камушки таким образом, чтобы первый был с цифрой два, а каждый последующий увеличивался на 2. Средний ряд камушков соберут … (указывается группа детей). Первый камушек у вас будет с цифрой три, и каждый последующий будет увеличиваться на три. Ваш ряд стены соберут (также указываются дети) с первым камнем цифра 5, и каждый последующий будет увеличиваться на 5. Дети собирают свои ряды, на экране появляется струя воды и время – 9 утра. Педагог 1: ну что, отправляемся дальше? Уже знакомым путем дети перемещаются в Древний Китай, где изображены огненные часы. Свеча не горит. Педагог 2: Чтобы ее распалить вновь, нужно отгадать загадки (по мере отгадывания загадок на презентации появляются ответы): 6. Отгадывание загадок «Части суток». (уточнение представлений о измерении времени частями суток и установление их последовательности) 1. Солнце – в небе высоко, и до ночи далеко! Коротка деревьев тень! Что за время суток? (День) 2. Солнце яркое встает, петушок в саду поет! Все в округе просыпаются, дети в садик собираются. (Утро) Спят луга, спят леса, пала свежая роса. 3. В небе звездочки горят, в речке струйки говорят, К нам в окно луна глядит, малым детям спать велит. (Ночь) 4. Спешат на ночлег пешеходы, Нигде не увидишь ребят, И только вокзалы, заводы, часы и машины не спят. (Вечер) 5. День и ночь бегут минутки, День плюс ночь – мы знаем … (Сутки) Педагог 1: Помогите расставить части суток по порядку. Дети дают ответы, на экране зажигается свеча и указывается время – 11 утра. Отправляемся дальше на помощь Пете! Вот мы оказались перед зАмком. По-моему это Англия! Но зАмок закрыт! Посмотрите, какой замОк висит! Чтобы узнать время, нам нужно попасть в него! Решением математических задач вы сможете подобрать код к ним! (По мере ответов на замкЕ появляются цифры кода). 7. Математические задачи. 1. Сколько ушей у двух кошек? (4) 2. Сколько лап у двух собак? (8) 3. Сколько выходных дней в неделе? (2) 4. Сколько яблок на березе? (0) 5. Мы считали дырки в сыре: три плюс две – всего… (5) 6. Под деревом 4 льва. Один ушел. Осталось? (3) Замок открывается и за дверью механические часы, которые показывают час дня. Педагог 2: Скорее в путь, торопитесь! (На презентации Америка.) Кварцевые часы сломаны. Выпали из них зубчатые колеса. Чтобы их починить – нужно одно слово в другое превратить (анимированный слайд). 8. Игра «Чудесные превращения» (развитие звуко-буквенного анализа и навыка чтения) Педагог 2: Превратите бремя в время (ответ ребенка: чтобы получилось слово время, нужно б заменить на в) По аналогии: чай в час; вес в век; ветер в вечер; тень в день; дочь в ночь; сурки в сутки. Часы ремонтируются и показывают время – 18.00. Отправляемся в путь! На презентации современная Япония, электронные часы. Педагог 2: Батарейка села, и часы не показывают время. Чтобы узнать его – нужно заменить энергоноситель, помогите собрать пословицы и прочитайте их. Группа делится на две команды. 9. Игра «собери пословицу» (расширение кругозора детей посредством фольклора, формирование навыка послогового чтения). - Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня; - Тише едешь – дальше будешь; - Поспешишь – людей насмешишь; - Лучше поздно, чем никогда; - Делу – время, а потехе – час; - Время не птица – за хвост не поймаешь; - Кончил дело – гуляй смело; - Деньги пропали – наживешь, время пропало - не вернешь. На часах появилось время – 21.00. Педагог: Отправляемся в путь! Дети оказываются в своем саду. Старичок: Урааа, вы вернулись! Вы взяли с собой мое время? Все у вас получилось? Педагог 1: Надеемся что получилось! 10. Подведение итогов, рефлексия. Педагог: Мы с ребятами, Петя, проделали очень долгий путь. И вот что мы узнали: в Древнем Египте, оказывается, были изобретены солнечные часы. Они нам показали… (ответы). А что, Петя, нужно делать в 7 утра, тебе сейчас расскажут ребята (ответы). Потом мы попали в Древнюю Грецию, отремонтировали водяные часы, которые показали нам. (ответы). А что нужно делать в 9 утра? (ответы детей). Затем мы оказались в Древнем Китае и узнали время на огненных часах. Это было… (ответы детей). А что нужно делать в 11 часов дня? (ответы). Верно, в детском саду дети гуляют, а в школе отдыхают на большой перемене. А что значит отдохнуть на большой перемене? Это, наверное, можно побегать сломя голову, или покидать мячик в классе? А может можно поиграть в куклы или машинки? (ответы детей). Верно. А после мы оказались в английском замке, во временах рыцарей и придворных дам, узнали время, что было спрятано в замке за большим кодовым замком. Час дня, дорогой наш друг Петя – это время обеда и дневного отдыха после тяжелого рабочего дня. Кварцевые часы, изобретенные в Америке – показали нам почти 9 часов вечера. Ребята, расскажите, что нужно делать в это время. Вот, какие мы знания приобрели и сохранили их для тебя, Петя. Старичок: Ой, так это же мой режим дня, который я никогда не хотел соблюдать. Но теперь то я обязательно буду и вовремя вставать, и ложиться, и чистить зубы по утрам и вечерам, и зарядку делать, и конечно же заниматься! Спасибо вам, ребята. Я обещаю быть прилежным учеником! Петя превращается в маленького мальчика. Я очень благодарен вам за ваш труд! Прощайте! 9 февраля 2024 в 12:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.